МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

         

                                                                                                                                                                                   

 

НОВОСТИ

Глубокоуважаемые коллеги! Вы можете ознакомиться с Программой IV Съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование»

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

IV Съезда Общества русской словесности

и Международного педагогического конгресса

«Наследие К.Д. Ушинского и современное образование»

 

(Москва, Россия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 9 – 11 ноября 2023 года)

 

9 –11 ноября 2023 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялся IV Съезд Общества русской словесности, в рамках которого прошел Международный педагогический конгресс «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование». В общей сложности для участия в мероприятиях зарегистрировалось 4097 человек из 78 регионов Российской Федерации и 24 стран – учителя и преподаватели русского языка и литературы, психологи, педагоги дополнительного образования, методисты, представители органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений, сотрудники музеев, библиотек и издательств, деятели культуры, представители общественных организаций, студенты, магистранты и аспиранты.

Торжественное открытие IV Съезда Общества русской словесности состоялось 9 ноября 2023 года в Актовом зале Ломоносовского корпуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

С приветствием от имени Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина выступил советник Президента Российской Федерации Владимир Ильич Толстой, с приветствием от имени Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко выступила Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Николаевна Скаковская.

Торжественное заседание открыл Председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, затем с докладом выступил Заместитель председателя Общества русской словесности, Председатель Организационного комитета съезда ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий.

На торжественном заседании состоялось награждение победителей Международного конкурса «Учитель и его ученики на пространстве СНГ», посвященного 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского и Году русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ, организаторами которого выступили Евразийская ассоциация университетов и Российский Союз ректоров при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

По завершении торжественного заседания IV Съезда Общества русской словесности состоялось открытие Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» и Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности. На открытии прозвучали видеоприветствие Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова, приветствия Министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова, Председателя комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Сергея Владимировича Кабышева.

В пленарной части с докладами выступили Национальный выдающийся учитель, профессор Пекинского педагогического университета, член Национального консультативного комитета по образованию, Почетный президент Китайского общества образования, лауреат премии «За пожизненные достижения» с присвоением звания по номинации «Преподаватели Пекинского педагогического университета, обладающие четырьмя достоинствами» Гу Минъюань, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, директор Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук Вадим Владимирович Полонский, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Марина Юрьевна Сидорова, доктор филологических наук, профессор РАН, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Сергей Георгиевич Татевосов.

Торжественное открытие завершилось заседанием Литературной гостиной, в котором приняли участие писатель, лауреат двух премий «Большая книга», ректор Литературного института им. А.М. Горького, доктор филологических наук, профессор Алексей Николаевич Варламов и писатель, лауреат премии «Национальный бестселлер», кандидат филологических наук, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Андрей Валерьевич Геласимов.

 

Международный педагогический конгресс «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» вел работу 10 – 11 ноября 2023 года. Его соорганизаторами выступили

17 классических университетов: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет, Сочинский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Воронежский государственный университет, Сибирский федеральный университет, Дагестанский государственный университет, Уфимский университет науки и технологий, Южно-Уральский государственный университет, Южный федеральный университет, Литературный институт имени А.М. Горького, Московский государственный лингвистический университет;

4 педагогических университета: Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Чеченский государственный педагогический университет;

6 зарубежных вузов: Пекинский университет иностранных языков (КНР), Шэньсийский педагогический университет (КНР), Хэйлунцзянский университет (КНР), Казахский национальный университет им. аль-Фараби (Республика Казахстан), Самаркандский государственный институт иностранных языков (Республика Узбекистан), Узбекский государственный университет мировых языков (Республика Узбекистан);

– Российская академия образования.

 

В составе Конгресса было проведено 10 очных мероприятий с дистанционным подключением на площадках 25 организаций:

Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский педагогический государственный университет, Литературный институт имени А.М. Горького, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля;

Международный съезд психологов в сфере образования: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Сочинский государственный университет, Южный федеральный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Томский государственный университе; Психологический институт Российской академии образования;

Научно-методический семинар «Церковнославянский язык и современная система образования»: Сретенская духовная академия;

Международная научно-практическая конференция «Русский язык как иностранный в зеркале современности»: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Воронежский государственный университет;

Всероссийская научно-практическая конференция «Языки и культуры народов России в системе образования»: Российская академия образования, Сибирский федеральный университет, Чеченский государственный педагогический университет, Дагестанский государственный университет, Уфимский университет науки и технологий;

Международный круглый стол «Новые инструменты для преподавания русского языка и словесности: фундаментальная и прикладная лингвистика в педагогике»: Российская академия образования, Воронежский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет;

Международный круглый стол «Дидактика перевода в цифровую эпоху»: Российская академия образования, Хэйлунцзянский университет (КНР);

Всероссийское совещание «Подготовка научных и педагогических кадров в сфере русского языка и литературы», совместно организованное ФУМО ВО по УГСН 45.00.00 «Языкознание и литературоведение», ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и ФУМО по общему образованию: Российская академия образования;

Международная научная конференция «Учитель и его ученики» памяти педагога и наставника, доктора филологических наук, профессора И.Г. Добродомова (1935-2022)»: Московский педагогический государственный университет;

Дискуссионная площадка «Наставничество в образовании: диалог поколений»: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Российский государственный Педагогический университет им. А.И. Герцена.

 

Для участия в мероприятиях Конгресса было заявлено 962 доклада, 824 из которых были включены в программу мероприятий.

По результатам обсуждения широкого круга актуальных проблем современного языкознания, литературоведения, переводоведения, культурологии, педагогики и психологии участники IV Съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д. Ушинского и современное образование» отмечают высокую значимость и продуктивность проведения такого рода масштабных комплексных междисциплинарных мероприятий для объединения усилий научно-образовательного сообщества по укреплению общероссийских духовно-нравственных ценностей и гражданскому воспитанию подрастающего поколения и

 

рекомендуют:

 

в сфере изучения и распространения научного наследия К.Д. Ушинского

  • ввести в учебные планы вузов и колледжей, реализующих программы педагогической направленности, модуль «Педагогическая антропология К.Д. Ушинского»;
  • применять идеи и методики К.Д. Ушинского при разработке учебно-методических комплексов, ФГОС общего, среднеспециального и высшего образования;

 

в сфере взаимодействия школ и вузов в системе непрерывного образования

  • организовывать мероприятия, способствующие актуализации и популяризации идеи непрерывности педагогического образования в профессиональном сообществе и направленные на распространение имеющегося положительного опыта реализации стратегий непрерывного педагогического образования в организациях высшего образования;
  • создавать коллаборации представителей вуза и школы, направленные на внедрение результатов научных исследований в практический опыт преподавания;
  • всемерно укреплять связь вуза и школы для сохранения речевого богатства и культуры речи общества: вводить в школе факультативные учебные курсы по культуре речи, создавать новые учебники, которые помогут школьникам овладеть нормами стилистически правильной, точной и яркой речи;
  • способствовать включению модулей по проблемам современного русского языка и новейшей русской литературы в программы повышения квалификации учителя-словесника;
  • обеспечить реализацию дополнительных профессиональных программ, разработанных по поручению Совета при Президенте РФ по русскому языку в рамках деятельности ФУМО ВО по УГСН 45.00.00 «Языкознание и литературоведение» ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и ФУМО по общему образованию: «Активные процессы в современном русском языке и коммуникации новейшего времени» (авт. Ефремов В.А., Родионова С.Е., Булыгина Е.Ю.) и «Активные процессы в современной отечественной словесности» (Алтынбаева Г.М., Граматчикова М.О., Гутрина Л.Д., Раева А.В., Ковтун Е.Н., Семухина И.А., Тагильцев А.В.);
  • продолжить практику совместных заседаний ФУМО «Языкознание и литературоведение», «Образование и педагогические науки» и ФУМО по общему образованию для обсуждения актуальных проблем подготовки школьного учителя-словесника, совместив ее с проведением знаковых научно-практических конференций по вопросам развития русского языка, литературы и филологического образования;
  • обобщить накопленный в регионах Российской Федерации опыт формирования универсальных учебных действий как основы гармоничного развития личности обучающихся в условиях непрерывного лингвистического образования с целью его распространения;

 

в сфере совершенствования системы преподавания русской словесности в школе и вузе

  • отметить необходимость интеграции филологической и педагогической компоненты в системе вузовской подготовки преподавателя-русиста;
  • рекомендовать усилить исторический компонент в преподавании вузовских и школьных лингвистических дисциплин (в том числе при разработке Учебно-методических комплексов, ФГОС общего, среднеспециального и высшего образования);
  • уделять большее внимание вопросам взаимосвязи образовательных и воспитательных аспектов в преподавании литературы;
  • отметить необходимость актуализации при изучении русской литературы, на уроках внеклассного чтения, в программах и проектах, предлагаемых общеобразовательными учебными заведениями, перспективные и актуальные проблемы, поставленные детской литературой XX – XXI вв.;
  • отметить необходимость обсуждения новых форм оценивания творческих работ по русскому языку и литературе с привлечением результатов анализа методического опыта студентов старших курсов, выпускников, молодых учителей;

 

в сфере развития системы наставничества

  • способствовать продвижению идей наставничества в обществе, предусмотреть проведение конференции по данной проблематике на регулярной основе;
  • обеспечить включение обязательного модуля «Наставник» в образовательные программы дополнительного профессионального образования педагогов;
  • организовать выявление, изучение и распространение имеющегося положительного опыта наставничества в СМИ и сетевых профессиональных сообществах;
  • способствовать созданию условий для обеспечения возможности взаимодействия разных направлений наставничества (образовательная организация-вуз-колледж-производство) для эффективного развития молодежи;
  • совершенствовать формы сетевого взаимодействия вузов с базовыми школами по вопросам профориентационной работы с обучающимися и профессиональной подготовки студентов;

 

в сфере применения результатов психологических исследований в образовательной практике

  • отметить важность изучения факторов психологического благополучия педагогов в образовательной среде школы и создания условий для повышения профессиональной компетентности учителей;
  • продолжить научные исследования, связанные с трансформацией образовательной среды в условиях цифровизации, в аспекте ее влияния на развитие личности обучающегося;
  • отметить важность междисциплинарного изучения эмоционального и когнитивного развития дошкольников и определить психологические факторы формирования поведения детей в образовательной среде детского сада и начальной школы;
  • отметить актуальность создания психологических служб в вузах и определить наиболее эффективные подходы к работе со студентами различных профилей;
  • отметить важность обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современных условиях ее диджитализации;
  • признать целесообразность использования современных технологий, в том числе виртуальной реальности и айтрекинга, для изучения особенностей становления профессионального мастерства и совладающего поведения в ситуации стресса;
  • отметить необходимость изучения саморегуляции как ресурса обучения и поддержания психологического благополучия участников образовательного процесса;
  • отметить необходимость разработки комплексного подхода в профилактике посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний и суицидального поведения в образовательной среде;
  • продолжить научные исследования, связанные с изучением нейрокогнитивного развития детей с различными образовательными нуждами;
  • подчеркнуть актуальность и целесообразность изучения методов профилактики девиантного поведения среди молодежи, а также разработки средств оценки уровня профессиональной подготовки социальных педагогов;
  • отметить важность изучения социально-психологических установок участников образовательного процесса и их отношения к различным ситуациям;

 

в сфере применения в образовательной практике результатов исследований в области цифровых технологий

  • одобрить и рекомендовать к распространению опыт школьных учителей и преподавателей вузов по использованию инновационных компьютерных технологий в преподавании русского языка и литературы;
  • способствовать использованию в современном образовательном процессе инновационных методик, мультимедийных ресурсов и цифровых технологий;
  • отметить, что современные достижения фундаментальной и прикладной лингвистики открывают широкие возможности для использования в педагогической практике общеобразовательной и высшей школы результатов, полученных в области теории языка, разработанных в последние годы ресурсов цифровой среды, в первую очередь языковых корпусов и баз данных, а также образовательных технологий, в которых используются достижения больших языковых моделей и искусственного интеллекта;
  • объединить усилия органов управления в сфере образования, учебно-методических структур, педагогического и научного сообщества для скорейшей разработки новых образовательных программ, учитывающих эти достижения, и обновления существующих;

 

в сфере изучения и сохранения родных языков народов России

  • отметить жизнеспособность и перспективность проектов по цифровизации языкового и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с участием студентов, необходимость их реализации и расширения;
  • расширить проблематику научно-практических конференций, включив в нее междисциплинарные исследования, отражающие этническое своеобразие языков и культур народов Российской Федерации;
  • всемерно укреплять научное сотрудничество преподавателей и учителей словесности разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья для обмена опытом преподавания русского языка и литературы, способствовать сохранению русской речи;
  • отметить необходимость обратить особое внимание на такие вопросы, как аттестация учителей, формы повышения квалификации, использование в преподавании современных цифровых технологий, новых методик изучения родных языков;

 

в сфере обучения русскому языку как иностранному

  • продолжить практику организации межвузовских научно-практических и научно-методических мероприятий для непрерывного обмена мнениями и профессионального роста преподавателей русского языка как иностранного и общеобразовательных предметов на русском языке для иностранных обучающихся;
  • признать необходимость применения последних достижений в области междисциплинарных исследований и искусственного интеллекта в практике преподавания русского языка как иностранного и общеобразовательных предметов на русском языке и целесообразность применения цифровых технологий в целях повышения качества подготовки иностранных обучающихся по русскому языку и общеобразовательным предметам как части  комплекса традиционных и инновационных средств обучения, в том числе цифровых и дистанционных, реализуемых в форматах аудиторной и самостоятельной работы иностранных обучающихся;
  • усилить профессиональную подготовку преподавателей-предметников, работающих с иностранными гражданами по образовательным программам подготовительных факультетов/отделений вузов РФ, в части владения методикой преподавания русского языка как иностранного с учетом уровня владения языком на каждом этапе обучения;
  • рекомендовать преподавателям русского языка как иностранного, обучающим иностранных слушателей научному стилю речи как основной составляющей профессиональной компетенции будущего специалиста, комплексно подходить к выбору оптимальной модели обучения с учетом наиболее эффективных методик по соответствующим направленностям подготовки;
  • тиражировать представленные в ходе мероприятий в рамках Конгресса наиболее эффективные практики по социальной и культурной адаптации иностранных обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования;
  • рекомендовать вузам Российской Федерации проработать вопрос о введении единого выпускного экзамена по русскому языку как иностранному для выпускников всех подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ в целях унификации подготовки и обеспечения качества обучения иностранных граждан на всех подготовительных факультетах (отделениях) вузов РФ.

 

в сфере взаимодействия с музейным сообществом

  • разрабатывать совместные проекты структур образования и культуры на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном;
  • развивать взаимодействие государственных и школьных музеев;
  • создавать межшкольные проекты (выставки, исследования, конкурсы) с целью популяризации музеев.

 

Мероприятия Конгресса широко освещались в средствах массовой информации.

Контакты Оргкомитета: kirillitsa@philol.msu.ru